21 Сентября Пт
$ USD 0.00 a
EUR 0.00 a

Как сделать так, чтобы экзамен не был стрессом?

Как сделать так, чтобы экзамен не был стрессом?


     Оксана Драганова: «Избежать экзаменов практически невозможно, но можно выработать стратегии и способы оптимизации подготовки и сдачи без особых психических затрат»


     О том, как сдать экзамены без особых психических затрат, рассказывают слушателям курсов повышения квалификации, семинаров, демонстрируют на тренингах сотрудники кафедры психологии и педагогики Института развития образования Липецкой области. 

     Единый государственный экзамен - испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением не только выпускника, но и родителя, и педагога. 

     Ни для кого не секрет, что успех на экзамене зависит не только от уровня знаний, но и от способности справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы. Реакция на экзаменационный стресс во многом определяет результат ЕГЭ. 

     Избежать экзаменов практически невозможно, но можно выработать стратегии и способы оптимизации подготовки и сдачи экзамена без особых психических затрат. Работа по психологической подготовке к экзаменам включает в себя взаимодействие педагога-психолога с педагогами-предметниками, родителями и выпускниками. 

     В Институте развития образования ведётся систематическая работа по данному направлению. Разработана и реализуется программа повышения квалификация для педагогов-психологов и учителей «Психологическая подготовка к ГИА», проводятся практико-ориентированные областные семинары по данной теме, наработаны методические материалы, буклеты с рекомендациями по профилактике экзаменационного стресса. В ряде образовательных организаций Липецкой области апробирована авторская тренинговая программа «Экзамен? Спокойствие! Только спокойствие…», разработанная на кафедре психологии и педагогики ИРО ЛО. Традиционно Институт развития образования принимает участие в широкомасштабном информационном мероприятии, организуемом не первый год управлением образования и науки Липецкой области, Откровенном разговоре на тему ЕГЭ с выпускниками школ региона.  

     12 февраля текущего года состоялся очередной откровенный разговор «ЕГЭ – выбор будущего!» выпускников общеобразовательных организаций с организаторами ЕГЭ в регионе: заместителем главы администрации Липецкой области Юрием Тараном, начальником управления образования и науки Липецкой области Сергеем Косаревым, директором Центра мониторинга и оценки качества образования Сергеем Ждановым, председателем Совета ректоров, ректором ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет» Анатолием Погодаевым. 

     На данном мероприятии заведующая кафедрой психологии и педагогики ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» Оксана Александровна Драганова рассказала выпускникам, как избегать стрессов, а также научила школьников приемам снятия экзаменационного напряжения, продемонстрировала техники психологической тренировки на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях. 

     Тренинговая программа по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ «Экзамен? Спокойствие! Только спокойствие…» включает в себя четыре уровня: диагностический («Оцени-ка»), когнитивный («Развивай-ка»), эмоциональный («Подзаряд-ка»), поведенческий («Стресс-снимай-ка»). 

     Наши мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Психические процессы, а именно внимание, память и мышление, движимы эмоциями. Эмоции направляют эти когнитивные процессы, которые, в свою очередь, управляют процессом обучения. В состоянии стресса восприятие информации затрудняется, и продуктивность деятельности снижается. 

     И тогда неизрасходованная энергия продолжает оставаться в теле в виде химических веществ и накапливается в определенных зонах тела, в мышцах. Эти «накопления» стресса мы можем заметить по привычным для нас позам: плечи опущены, голова втянута в плечи, невозможно сосредоточиться, ухудшается память. А поскольку человек - система взаимосвязанная, то в результате через зажатые мышечные зоны с трудом начинают проходить сигналы от мозга к важным органам тела и обратно. Человек начинает намного быстрее уставать при выполнении даже простых заданий. 

     Существует оптимальный, «полезный» уровень тревожности, который позволяет человеку сосредоточиться, мобилизовать ресурсы, достать из кладезя памяти все, что там уже заложено. Как только тревога переходит за норму, то наступает момент некого торможения: тревожность заполняет сознание, вытесняет выученное, и организм не может справиться с выполнением задачи. Поэтому необходимо найти баланс оптимального продуктивного состояния «тревожность-спокойствие». Сделать это можно посредством психологической тренировки.   

     Диагностический уровень «Оцени-ка» - на этом этапе происходит исследование эмоционального состояния старшеклассников, уровня стрессоустойчивости и самооценки, а также возможностей психических процессов – памяти, внимания, мышления.  

     Эмоциональный уровень «Подзаряд-ка» - основная цель которого - настройка на позитив и создание отличного настроения. Психическая активность будет зависеть от эмоций, которые испытывает человек, поэтому подготовка на эмоциональном уровне должна быть связана с позитивным настроением. 

     Когнитивный (познавательный) уровень «Развивай-ка» предполагает тренировку психических процессов - мышления, памяти и внимания. Когда эти способности развиты в должной степени, необходимой для освоения предмета, тогда и волнение будет меньше, так как выпускник чувствует в себе силы. 

     На поведенческом уровне «Стресс-снимай-ка» отрабатываются приёмы расслабления, повышения самооценки и стрессоустойчивости, кинезиологические упражнения. Кинезиология – это целая наука, изучающая мышечное движение человека во всех его проявлениях. В условиях экзаменационного стресса получила своё развитие образовательная психокинезиология. 

     Упражнение «ленивая восьмерка» активизирует и гармонизирует работу обоих полушарий мозга. Делается оно так: рисуем в воздухе ленивую восьмерку, сначала одной рукой, затем присоединяя вторую. Таким образом, мы активизируем и гармонизируем работу обоих полушарий мозга.  

     Еще существуют кнопки мозга, которые активизируют работу психических процессов. Если мы большими пальцами противоположной руки давим на левую точку в центре ладони, то мы настраиваем внимание. Помассируйте мизинец, начиная с основания и до окончания. Так как именно мизинец отвечает за сердечно-сосудистую систему, его массаж позволяет успокоиться и настроиться на работу. Массаж ушей, еще он называется «думательный колпак», активизирует внимание и мышление. Такие упражнения повторяются пять-семь раз. Их можно использовать на протяжении всего времени подготовки и как экспресс-помощь накануне перед экзаменом.   

     Приведённые упражнения очень просты и практичны в применении. Учитывая достижения современной науки и практические наработки, можно заключить, что подготовка выпускника к экзаменам должна быть систематической, как в знаниях предметных, так и тренировке психологической.  

     Оксана Драганова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования», председатель Липецкого регионального отделения «Федерация психологов образования России». E-mail: dragoks@mail.ru

     Для широкой информированности общественности о работе института налажено взаимодействие с региональными средствами массовой информации, работает сайт ИРО www.iro48.ru.

Место нахождения: юридический и фактический адрес:

1-й (главный) корпус- ул. Циолковского, д.18, г. Липецк, Липецкая область,
2-й корпус, ул. Космонавтов, д. 80А г. Липецк, Липецкая область, 398035.
т.: (4742) 32-94-60(4742) 32-94-60, e-mail: admiuu@mail.ru
Социальные комментарии Cackle